Борьба с коррупцией на стадии правотворчества

Борьба с коррупцией на стадии правотворчества

 

Одной из мер по профилактике и преодолению коррупции Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг., Федеральный закон «О противодействии коррупции» предусматривают антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. И это не случайно, так как чаще всего коррупционные проявления связаны именно с правотворчеством и правоприменением.

Вместе с тем анализ деятельности органов местного самоуправления  по проведению антикоррупционной экспертизы показывает, что работа на данном направлении  еще не полностью отлажена.

Так, в первом квартале 2016 года прокуратурой района оспорено 43 муниципальных нормативных правовых акта, которыми утверждены Административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в сфере жилищного строительства, содержащих коррупциогенные факторы.

Так, в нарушение требований п.34 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, нормами Административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов» была установлена дополнительная, не предусмотренная федеральным законодательством,_ обязанность заявителя представлять наряду с заявлением такие документы как: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);  свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); разрешение на временное проживание на территории РФ;  удостоверение беженца (для иностранных граждан).

Непредставление заявителем данных документов, согласно положений Административных регламентов,  являлось основанием отказа в приеме заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Указанные нормы Административного регламента устанавливали для заявителя дополнительные требования, не предусмотренные действующим законодательством, что является прямым нарушением их прав на получение муниципальной услуги.

В соответствии с подпунктом «а» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной  Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, данные нормы Административных регламентов являются коррупциогенными, поскольку содержат коррупциогенный фактор, выражающийся в установлении завышенных требований к заявителям, обратившимся за получением муниципальной услуги.

 

Административными регламентами по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» с нарушением требований градостроительного законодательства был установлен срок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В частности, положениями муниципального акта было установлено, что общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать десять рабочих дней, тогда как ч.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ установлен десятидневный календарный срок выдачи разрешения.

В соответствии с подп. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной  Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, данная норма является коррупциогенной, поскольку содержит коррупциогенный фактор, выражающийся в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции. Наличие данной нормы может способствовать  нарушению прав заявителей на предоставление услуги в установленный законом срок.

Аналогичные коррупциогенные факторы были выявлены и в Административных регламентах по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства».

В результате принятых мер прокурорского реагирования, муниципальные нормативные правовые акты приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, коррупциогенные факторы исключены.

 

Заместитель прокурора Рыльского района                                       Т.А. Мокина